Или революция, или коллапс

«В большом городе пешеходы ведут мученическую жизнь. Для них ввели некое транспортное гетто. Им разрешают переходить улицы только на перекрестках, то есть именно в тех местах, где движение сильнее всего и где волосок, на котором обычно висит жизнь пешехода, легче всего оборвать», – писали Илья Ильф и Евгений Петров в романе «Золотой теленок» 87 лет назад.

В последние годы каждый мэр, его заместитель и прочий влиятельный городской чиновник стали заученно говорить, что в современном городе приоритет должен быть за пешеходом. А в сфере пассажирских перевозок – за городским общественным транспортом. Продвинутые чиновники выучили, что для велосипедистов, чтобы было, как в Европе, надо строить велодорожки. Но как это все внедрять – мало кто из них понимает. Все остается, как при Остапе Бендере.

Как писал классик еще ХІХ века Эдгар Аллан По, никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти.

В Киеве, например, транспортная революция – вопрос времени. Городские чиновники, наверное, это уже чувствуют. 13 декабря Киеврада приняла бюджет столицы на следующий год, и в нем расходы на решение некоторых самых острых транспортных проблем – почти четыре с половиной миллиарда гривен – уступают только традиционно самым крупным суммам, заложенным на здравоохранение, образование, льготы и субсидии.

При этом, кстати, как и в нынешнем году, ни копейки не собираются потратить на строительство велодорожек. Впрочем, в Киеве традиционно невелико количество велосипедистов, поэтому понятно, почему с ними решили пока не заигрывать.

Среди приоритетов бюджета оказалось вещи действительно более важные: строительство Подольского моста через Днепр и двух станций метропролитена на Виноградарь (почему это должно было случиться, я писал в колонке Метро на Троещину: мем становится явью от 4 декабря). Также профинансируют реконструкцию Шулявского путепровода, вестибюля фуникулера и трамвайной линии на улице Алматинской (о ней я упоминал в колонке Активная общественная пассивность от 9 декабря).

А теперь, в подтверждение того, что нас ожидает или транспортная революция, или транспортный коллапс, впервые ознакомлю с двумя картограммами.

Первая получена в результате натурного обследования большинства основных магистральных улиц Киева в утренний и вечерний час «пик». Его проводили специалисты Института Генерального плана Киева совместно со студентами факультета урбанистики и территориального планирования Киевского национального университета строительства и архитектуры. Обследование не оставляет сомнений, что большинство улиц города, и особенно центра столицы, исчерпали нормативную пропускную способность.

Вторая картограмма показывает пассажирские нагрузки на городской внеуличный транспорт. Наибольший пассажиропоток метрополитена наблюдается на Святошинско-Броварской линии между станциями «Театральная» и «Крещатик». На городской электричке наибольший пассажиропоток – на перегоне между станциями «Почайна» и «Троещина-2».

Сбор таких данных проводится в рамках работы над прогнозной транспортной моделью города и комплексной схемой транспорта, которые разрабатываются в сотрудничестве с профильными проектными, инженерными и общественными организациями.

Без этих инструментов градостроительство и транспорт продолжают «развиваться» в привычном ручном режиме. Поэтому мало разработать: надо, чтобы их не положили под сукно, как это обычно делается.