Не только дефицит вакцин – как грипп помогает распространять корь по Украине

Народный депутат Ольга Богомолец сообщила, что вопрос эпидемии кори и вакцинации против нее Комитет по здравоохранению Верховной рады, который и возглавляет Богомолец, решил вынести на рассмотрение Кабмина и СНБО.

Только за прошлый год свыше 54 тысяч человек заболело корью и уже свыше 2 тысяч за первые дни 2019 года и два ребенка в этом году уже умерли. В Министерстве здравоохранения объявили массовую вакцинацию и уже создают мобильные бригады, которые с февраля будут ездить по школам и госучереждениям и вакцинировать украинцев. Стартует всеобщая вакцинация со Львовщины, Закарпатья и Прикарпатья. МОЗ совместно с Министерством образования уже готовят приказ, согласно которому невакцинированных детей не будут пускать в школы и детские сады.

Не на жизнь, а на смерть

«По статистике на каждую тысячу заболевших корью – один человек умирает, 1 заболевает энцефалитом. А еще 50 получают тяжелые последствия, которые сказываются всю жизнь», — говорит врач-инфекционист, доктор медицинских наук Ольга Голубовская.

По ее словам, корь – заболевание цикличное. Вспышки заболевания в Украине фиксировались в 2006, 2012 годах – то есть каждые 6 лет. Всемирная организация здравоохранения предупреждала об том Украину, но мы оказались слишком беспечными. И меры начали принимать только, когда корь уже вспыхнула, и то не сразу.

Дефицит вакцин украинцы почувствовали несколько лет назад. После Евромайдана украинские власти стали отказываться от вакцин и сывороток российского производства. Кроме того, в 2015 году госзакупки вакцин передали международным организациям, которые обратили внимание на новых поставщиков.

«Ситуация с вакцинацией в Украине критическая. Это связано в первую очередь с нежеланием людей, которые зарабатывали на продаже вакцин, преимущественно россиян в Украине, терять свой бизнес. Но поскольку рынок вакцин очень узкий и существует всего несколько производителей, Украина, как и другие страны мира должна заказывать их за 3 месяца, а то и за 2 года вперед, ведь срок производства некоторых вакцин занимает от 1,5 до 2 лет «, — отметила тогда бывший исполнительный директор БФ «Пациенты Украины», а нынче советник Ульяны Супрун Ольга Стефанишина.

И вот в борьбе с россиянами и коррупционерами, которые хотели нажиться, Украина оказалась без вакцин вообще. Международные организации явно не справились с поставленной задачей. Например, только осенью 2018 года ЮНИСЕФ возвратил в госбюджет 91 миллион гривен, поученный еще в 2015 году на закупку вакцин. Еще ранее в госбюджет было возвращено 76 и 279 миллионов гривен. Так что деньги есть – но вакцин не оказалось.

Что колем?

А вот те вакцины, которые оказались в наличии, вызвали немало вопросов у общественности. «Некоторые медпрепараты, которые поставляются в Украину по международным закупкам, имеют критически низкие сроки годности. А «гуманитарка» зачастую просрочена. В Украине просто некому проконтролировать качество закупаемых вакцин. Ранее контролем вакцин занималась санитарно-эпидемиологическая служба, которую благополучно ликвидировали несколько лет тому назад. Официально у нас есть Госпотребслужба, Государственный экспертный центр, фармслужба, однако таких полномочий да и ответственности, как у СЭС, у этих служб нет», — рассказал глава общественной организации «Национальная медицинская палата Украины» иммунолог-ревматолог Сергей Кравченко.

Два года назад в МОЗ уже возник скандал с вакцинами от полиомиелита. Из-за вспышки заболевания на Закарпатье Минздрав решил провести трехтуровую иммунизацию детей до 6 лет. Вакцина у Украины для этого была – это качественная вакцина французской фирмы «Санофи Пастер», которую предоставили благотворители из Канады.

Но все дело в том, что пока вакцина проходила таможню и прочие бюрократические процедуры – она успела разморозиться. И первый заместитель министра Игорь Перегинец дал команду ее снова заморозить. Общество взвыло – неужели нашим детям будут давать некачественную вакцину? Заместителю министра Игорю Перегинцу пришлось дать целый брифинг на эту тему и успокоить общество, что не будут использовать эту партию.

Не способствуют прививочной кампании и регулярные скандалы в МОЗ. Осенью правительство уволило руководителя Гослекслужбы Наталью Гудзь – которая якобы противозаконно запрещала вакцины от туберкулеза, гепатита В, полиомиелита, дифтерии и столбняка. «В Украине не проверяют качество вакцин, которые заходят по международным закупкам» — отметила Гудзь и отказала в оформлении вакцины индийскому производителю, чем вызвала недовольство в МОЗ.

Двойной удар

Ситуацию c корью усугубил одновременный приход в Украину гриппа. В институте эпидемиологии и инфекционных болезней имени Громашевского официально подтвердили — ослабленный вакциной организм более восприимчив к другому вирусу.

«Вакцинация КПК – это одновременное введение трех живых вирусов. Неестественно быстро, в обход иммунной системы. Наслоение нескольких живых вакцинных вирусов и агрессивного гриппа потенциально опасно для здоровья и жизни привитого. Заболевание гриппом в поствакцинальном периоде после введения КПК нежелательно, т.к. три ослабленных вакцинных штамма кори, паротита и краснухи у небольшой части привитых могут вызвать значимый инфекционный процесс. Поэтому массово вакцинировать можно, соблюдая определенные меры безопасности», — считает Андрей Волянский, заведующий кафедрой иммунологии и микробиологии Харьковского медицинского института.

Можно ли в этой ситуации проводить массовую вакцинацию и кто ответит за работу «летучих прививочных бригад», заинтересовал Верховную Раду.

«Профессиональное невежество или сознательное преступление? В Украине циркулируют штаммы вируса гриппа. Количество смертей от гриппа в нашем государстве уже превышает показатели нескольких предыдущих лет. Молодые люди просто «сгорают» за несколько дней. На фоне этого процесса, Минздрав заявил о намерении проводить массовую вакцинацию против кори. Во время такого роста заболеваемости гриппом массовую вакцинацию категорически нельзя делать. Так наших детей подвергают большой опасности, дискредитируют идею вакцинации, еще и делают невозможным формирование коллективного иммунитета. Мы обратились в Кабмин и Совет национальной безопасности с предупреждением о рисках от профессионального невежества или простого желания чиновников использовать вакцины, в которых истекает срок годности. Безусловно, мы должны вакцинировать детей от кори, но не массово во время развертывания эпидемии гриппа. Также мы обращаемся и к главам ОГА, чтобы они были уведомлены об опасности», — сообщила Ольга Богомолец.

Но даже если будут приняты все меры предосторожности и врачи обеспечат действенный контроль прививающихся, то мы оказываемся перед нехваткой вакцин.

По словам Волянского, в государственном секторе примерно 800 тысяч доз вакцины КПК 2-х производителей. На частном рынке вакцины нет. Людей старше 18 лет могут привить только, если они относятся к группам риска: медработники, работники образования, студенты, силовики (включая армию). Только лиц этих категорий в стране больше 3-х миллионов. Так что, не смотря на все заверения Минздрава– вакцин в Украине все равно на всех не хватит.