«Заворачиваем половину авто». Как идет легализация евроблях

В Украине продолжается активная растаможка автомобилей на еврономерах. С момента ее начала прошло уже полтора месяца, или половина льготного периода, когда собственники «евроблях» могут рассчитывать на 50% скидку на акциз и пошлины. Как говорят сами собственники «евроблях», процесс растаможки сейчас больше похож на квест, пройти который удается лишь немногим: на таможнях огромные очереди, а эксперты измерительной службы «заворачивают» чуть ли не каждый второй автомобиль из-за несоответствия украинским стандартам.

Растаможили всего 15% евроблях
По данным ГФС, с момента вступления в силу законов по новым правилам было растаможено 16,5 тыс. авто. В ведомстве отмечают, что они были ввезены в Украину с 1 января 2015 года и находились в таможенных режимах временного ввоза или транзита. Активнее всего граждане оформляли машины в Киеве — 3,037 авто, а также в областях: Волынской — 2,642 авто, Черновицкой — 2,058 авто и Закарпатской — 1,137 авто. В то же время, если учесть, что, по данным ГФС, с 2015 года в Украину было завезено порядка 120 тыс. «евроблях», то количество растаможенных авто составляет всего 14%.

В ГФС скудную статистику объясняют огромными очередями на таможнях. Правда, там говорят, что в них виноваты сами собственники «евроблях», многие из которых не имеют всех необходимых документов. «Многие из водителей не имеют предварительной таможенной декларации, из-за чего транспортных средств накопилось очень много, и они застряли на границе. По нескольку дней и даже больше недели ждут», — говорят в ведомстве.

В свою очередь, эксперты отмечают, что из-за сложившейся ситуации и ограниченного времени растаможить свои автомобили успеют далеко не все собственники «евроблях». «По ставке акциза 0,5 за три месяца успеют растаможить свои автомобили не более трети владельцев еврономеров. Чтобы успели все — нужно, чтобы каждую минуту растаможивалось четыре автомобиля.

При этом он отметил, что на все потратил чуть ли не две недели. «Сперва я очень долго проходил тест на соответствие, затем меня несколько раз перенаправляли с одной таможни на другую из-за огромных очередей», — говорит Филимонов.

Таким образом, даже после принятых законов, которые анонсировались как те, что минимизируют стоимость растаможки и позволят украинцам покупать авто по «европейским» ценам, стоимость растаможки многим украинцам оказалась не по карману. Так, например, за автомобиль VW Passat, 2000 г. в., с 1,9-литровым дизельным двигателей по льготной растаможке с учетом 50% скидки приходится платить 56,5 тыс. грн акцизов и сборов. Это при том, что сам автомобиль в странах ближнего зарубежья можно приобрести за $1700, или 47,6 тыс. грн (другие примеры см. в инфографике).

«Половина евроблях не соответствует нормам»
Впрочем, даже если вам удалось найти деньги, время и растаможить свой автомобиль, это еще не означает, что вам быстро удастся поставить его на украинские номера. Согласно процедуре, после растаможки на таможне собственникам авто предстоит еще раз пройти тест на соответствие в «Укрметртестстандарте» — уже для справки в МРЭО. И здесь, как показывает практика, многих ждут неприятные сюрпризы.

Бесплатные “евробляхи” для фронта — кому выгодны новые льготы на растаможку

«Чтобы автомобиль прошел сертификацию, он должен быть технически исправен. Машина проходит испытания в лаборатории, проверяется исправность всех систем и механизмов, правильность световых приборов, правильность светораспределения, цвета фар (желтые поворотники, красные задние фонари, противотуманный фонарь), испытания по выхлопам. В основном те автомобили, которые не проходят сертификацию, — не проходят проверку по выхлопам. Например, нам завозят автомобили без сажевого фильтра — он нужен для того, чтобы выхлоп в атмосферу был минимально вредным для окружающей среды. Эти системы необходимо периодически обслуживать, они подлежат очистке. Но все это стоит денег.

Среди других распространенных причин отказа эксперты называют: сколы на лобовом стекле в зоне работы стеклоочистителей, тонировка на передних боковых стеклах, работоспособность тормозной системы и светораспределение световых приборов. «Бывали такие случаи, что автомобили приезжают с левосторонними фарами (британскими), а у нас это не допускается, так как они слепят встречную полосу», — рассказали в «Укрметртестстандарте».

Штрафы и консульство
Тем временем часть собственников авто на еврономерах продолжают искать пути, как не платить налоги. Одной из популярных схем сегодня стал временный консульский учет. Об этом еще в конце декабря сообщила руководитель консульского отдела посольства Украины в Варшаве Светлана Крыса. Как отметила дипломат, это дает право авто находиться в Украине до 60 дней. Стать на временный консульский учет за рубежом могут владельцы годовых виз, а также те, кто имеет разрешение на временное и постоянное проживание в Польше.