Хайпономика: три бизнеса, которые возьмут все ваши лайки

Три классических фактора производства – земля, капитал, труд. В 20 веке экономисты добавили к ним четвертый фактор – организацию. В 21 веке, кажется, пятым фактором может стать хайп.

Пропустить через 13
Cambridge Dictionary определяет hype как ситуацию, в которой что-то рекламируется и обсуждается в газетах, на телевидении и так далее, чтобы заинтересовать всех.

Сегодня бизнесу недостаточно быть прибыльным — он должен быть интересным. Рассказываем про три бизнес-направления, которые оседлали тренд.

Мемы – новая биржа
На классической финансовой бирже происходит торговля деньгами и ценными бумагами. Если деньги – это мера стоимости, то в интернете есть своя мера стоящего, популярного и хайпового контента, и это – мемы (тот же Кембриджский словарь, на всякий случай, уточняет, что мем – это идея, изображение, видео и т.д., которые очень быстро распространяются в интернете).

Приложение TikTok, которое в 2018 году по количеству скачиваний в мире обогнало Instagram, позволяет стать частью культуры мемов, а точнее – стать мемом самому.

“Попробуйте бесконечные видео-мемы на TikTok — возможно, самой успешной новой социальной платформе среди американской молодежи со времен Snapchat», — пишет NiemanLab, один из самых крутых источников про технологии, будущее и инновации для журналистов.

TikTok принадлежит ByteDance, гигантской китайской компании с 40 000 сотрудников (для понимания: это больше, чем Facebook).

В чем суть? Скачивая приложение в AppStore или Google Play, ты становишься частью сообщества тиктокеров, которые выкладывают на платформу свои короткие (15 секунд) ролики и клипы, щедро сдабривая их музыкой, фильтрами и спецэффектами. В результате вся лента состоит из видео, в которых происходят смешные, дикие и интересные вещи – пранки, челленджи и разного рода дурачества.

На YouTube уже возник отдельный жанр – TikTok Compilation – подборки из TikTok. Например, вот эта подборка от пользователя

Пользователи приложения – преимущественно молодые люди моложе 18 лет, но платформу уже активно осваивают «серьезные» инфлюэнсеры и СМИ. Так, мультиплатформенное шоу для молодого поколения «Stay Tuned» от NBC News впервые было запущено на Snapchat два года назад, затем распространилось в Instagram, а теперь появилось в TikTok. Свой контент на платформе публикуют Washington Post, The Dallas Morning News.

Онлайн-образование – новый Гарвард
В начале лета-2019 знаменитый интернет-аналитик Мэри Микер представила очередной ежегодный доклад о ТОП-трендах в интернете. На 333 слайдах представлены все виды бизнеса, которые связаны с технологиями. Среди них особое место занимает онлайн-образование. Тезис «ученье-свет» не меркнет даже в суровую эру «спроси у Гугла».

Поскольку стоимость образования «офлайн» растет, то и доля студентов, которые приходят в физические, не виртуальные, аудитории – падает. Многие университеты уже предлагают окончить магистратуру по самым разным направлениям в режиме «онлайн» (включая MBA). Возникают новые бизнес-модели: оплата за счет части дохода после трудоустройства (Lambda School), подписка на помощь в обучении (Chegg), конструктор для самообучения (Quizlet).

Показательно, что 59% пользователей из поколения Z называют YouTube предпочтительным инструментом обучения. Например, на YouTube ежегодно смотрят 4,5 млрд часов видеоинструкций. А 80% выручки Coursera (одна из самых мощных платформ онлайн-образования) получает от курсов, посвященных технологиям, анализу данных и бизнесу. Самые популярные курсы: машинное обучение, обучение обучению, поддержание здоровья и криптовалюты.

Видеоигра – новый телевизор
Весной 2019, казалось бы, обычный матч плей-офф НБА, ознаменовал революцию в телесмотрении. В баскетбольных трансляциях НБА появились режимы, которые превращают спорт в видеоигру: над игроками появляются их фамилии и статистика, стрелочки показывают направление комбинаций, успех на площадке сопровождается спецэффектами и фильтрами в стиле Instagram.

Суть в том, что зрители, которые смотрят матчи через NBA League Pass, могут выбирать режим для трансляции. Их четыре: классическая трансляция, режим «Игрок» (player mode), «Тренер» (coach mode) или «Маскот» (mascot mode). Благодаря последним трем режимам «классическая трансляция» рискует превратится в распоследнюю скуку.

Например, выбирая «player mode» над головой игрока появляется фамилия и процент с вероятностью результативного действия – вот как это выглядит:

В «coach mode» вы видите игру с позиции тренера – все игровые комбинации, взаимодействия партнеров и статистика будут как на ладони. И, наконец, «режим Маскота» (персонаж – талисман команды в костюме) раскрасит трансляцию спецэффектами не хуже Instagram-сториз.

Технология визуализации в реальном времени сделает просмотр спортивных матчей (и не только) новым кино.

Представьте, если бы можно было смотреть трансляцию президентских дебатов, во время которой над участниками возникала бы статистика фейковых высказываний, а лица кандидатов неожиданно появлялись в маске котиков?