Электроразведочные работы

Первая скважина, заложенная на месте геофизической аномалии, показала наличие пустоты (по материалам геолога Г. Г. Скворцова). Большие электроразведочные работы были проведены ЦНИИ. В течение двух лет было исследовано много карстовых участков. В процессе этих исследований были использованы и проверены экспериментально теоретические работы ЦНИИ. Полученные материалы использованы для проектного задания. Совершенно очевидно, что эти методы, поскольку они новы, требуют повышенного внимания.

Их нужно применять со знанием дела, с учетом конкретной обстановки, а также в комплексе с буровыми работами и с другими методами исследований. Геологи должны широко пользоваться этим методом вместе с геофизиками. Совместная интерпретация данных электроразведки даст наилучшие результаты. Резюмируя сказанное, я вношу предложение, чтобы в решениях нашего совещания, как это следует из доклада И. В. Попова, было рекомендовано применение электрометрических методов геологических исследований при изысканиях железных и автомобильных дорог. Самая постановка вопроса о строительстве земляного полотна в карстовых районах чрезвычайно важна. Докладчик остановился преимущественно на факторах, влияющих на процесс карстообразования. Увязка наземного рельефа с подземными формами карста не получила надлежащего освещения. Докладчик подчеркнул, что при изысканиях в карстовых районах, как и вообще при изысканиях, не может быть шаблонных решений. Это, конечно, справедливо; но чрезвычайно важно было бы отметить некоторые закономерности при всякого рода изысканиях в каких-либо типичных районах.

В данном случае, в карстовом районе для нас чрезвычайно важно установить связь между морфологией, формами рельефа и подземными путями циркуляции воды.