Касательные усилия

Как уже указывалось выше, в зависимости от группы покрытия перегрузка колес и динамический эффект учитываются при определении толщин покрытий полностью, частично или вовсе не принимаются во внимание, как могущие вызвать только незначительные повреждения, легко исправляемые, или яге поглощаемые внутренним сопротивлением материала покрытий. Статическая нагрузка на колеса автомобиля грузового и легкового распределяется неравномерно. Обычно на задние ведущие оси приходится доля нагрузки; так, при двухосном автомобиле на заднюю ось падает 70-75% общего веса автомобиля. При жестких покрытиях и при исчислении давлений на поверхности следует исходить из максимального для данной дороги давления. При расчете толщины нежестких покрытий а может быть уменьшен. Следует иметь в виду, что при жестких покрытиях сопротивление, главным образом, обусловливается прочностью покрытий, а при нежестких — несущей способностью грунта основания. В последнем случае динамическое давление при передаче его па грунт несколько амортизируется дорожной одеждой. Опытах устанавливают, что в данном случае большое влияние оказывает интенсивность движения.

При интенсивном движении связность коры настолько ослабляется, что никакого уменьшения коэффициента вводить нельзя; при малоинтенсивном движении, наоборот, может быть снижен до 0,75-0,90 за счет допущения некоторого перенапряжения пли, вернее, уменьшения запаса. При движении средней интенсивности можно ограничиться расчетом по статическому давлению. При пневматиках давление от колеса практически распределяется равномерно по всей плоскости. Плоскость представляет эллипс с отношением осей порядка 1 :2- -1 : 2,5. Размер площади соприкасания зависит от давления, передающегося па колеса, и от давления воздуха в камере шины. Если принятия что 30% площади эллипса благодаря впадинам в протекторе фактом ческа с дорогой не соприкасается, будем иметь. При пневматиках удельное давление на дорогу и давление воздуха в камере долиты быть равны друг другу.