Классификация дорожных бетонов

Мелкозернистые бетоны с максимальной крупностью зерен заполнителя 10 мм предназначаются для устройства покрытий, но распространения пока не получили из-за сравнительно высокой стоимости мелкого щебня (5-10 мм). Разновидностью мелкозернистых дорожных бетонов являются песчаные бетоны, в которых крупный заполнитель отсутствует и поэтому предельная крупность зерен составляет 5 мм. Песчаные бетоны используют при устройстве однослойных и двухслойных бетонных покрытий и оснований в соответствии с разработанными СоюзДорНИИ Техническими указаниями по применению мелкозернистых (песчаных) бетонов в дорожном строительстве (ВСН 171-70 Минтрансстроя). По экономическим соображениям песчаные бетоны целесообразно применять в тех районах, где крупный заполнитель (щебень, гравий) является привозным и дорогостоящим, а природные кварцево-полевошпатовые пески необходимого качества — местным материалом. Песчаный бетон экономически выгоден, если фактическая стоимость щебня превышает величину (Сщ)р. Особенности мелкозернистой структуры песчаного бетона обусловливают их повышенную (по сравнению с обычными бетонами) деформативность, морозостойкость и выносливость. Карбонатный бетон также является новой разновидностью дорожного цементного бетона. Внедрение его в строительную практику для устройства бетонных оснований под асфальтобетонные покрытия регламентировано специальными Рекомендациями, разработанными и изданными СоюзДорНИИ. Техническая эффективность карбонатных бетонов, т. е. бетонов на мелком и крупном заполнителях из карбонатных осадочных горных пород (известняков и доломитов), обусловлена высоким сцеплением между этими заполнителями и цементным камнем.

Экономическая целесообразность применения карбонатного бетона вместо обычного (на природном мелком заполнителе) определяется технико-экономическим сравнением вариантов с учетом стоимости и дальности транспортирования компонентов бетона.