Максимальные продольные уклоны автомобильных дорог

При определении суммарных дорожно-транспортных расходов на перевозки для сравнения вариантов продольного профиля можно не учитывать ряд статей расходов, одинаковых для всех вариантов, а также срок службы дороги, так как он значительно превышает расчетный срок определения себестоимости, стоимости капитального и среднего ремонта дороги, на который не влияет продольный профиль. Срок эксплуатации дороги во много раз превышает срок эксплуатации автомобиля. Все это затрудняет расчеты. На промышленных автомобильных дорогах положение облегчается относительной однородностью автомобильного парка и большей ясностью в перспективах его модернизации. В общем можно считать, что для легкового автомобиля уклон около 60% не создает особых затруднений, для грузовых автомобилей более приемлем уклон 40%, для автопоездов — 30%- Максимальные уклоны должны быть проверены по условиям сцепления колес с дорогой и трогания с места при остановке на подъеме. Для автопоездов проверку выполняют, исходя из их тяговых качеств и свойств, которые, при прочих равных условиях, зависят от коэффициента нагрузки. При определении максимального подъема необходима проверка безопасности движения автомобиля на спуске при малом коэффициенте сцепления. Значения максимальных уклонов для различных скоростей движения приведены в СНиПе. Проектирование элементов продольного профиля с максимальным уклоном следует вести только в очень сложных условиях и желательно с технико-экономическим обоснованием.

Длины таких элементов не должны превышать 2-3 км. В противном случае необходимо устройство остановочных площадок (уклон не более 20%о). Площадки желательно располагать у источников воды для заправки водой двигателей автомобилей. Если у остановочной площадки воды нет, то ближайшего источника (по трассе) устанавливают знак, сформирующий водителя о необходимости запаса водой. Если уклон совпадает с кривой малого радиуса, его предельное значение необходимо уменьшить.