Нагрузки от автомобильного и гусеничного транспорта

Основной характеристикой дорожных бетонов, так же как и других конструкционных материалов, является прочность. Учитывая условия работы бетонной плиты в конструкции дорожной одежды, дорожный бетон характеризуют обычно двумя показателями прочности — прочностью на растяжение при изгибе и прочностью при сжатии. Первый показатель является основной прочностной характеристикой неармированного дорожного бетона, а прочность при сжатии имеет второстепенное значение, особенно для оснований и нижних слоев двухслойных покрытий. Для бетона, предназначенного для устройства покрытий, прочность при сжатии может рассматриваться как косвенная характеристика его износостойкости (истираемости). Специальными и следованиями было показано, что если прочность дорожного бетона превышает 300-105 Нм2 (300 кГсм2), то его сопротивление истираемости в условиях эксплуатации дорожных покрытий будет до — статочным. Известно, что прочность бетона для любого напряженного состояния, если иметь в виду его состав, определяется главным образом активностью (маркой) цемента и водоцемептным отношением.

В связи с тем что в этом случае большое значение приобретает прочность сцепления между вяжущим и заполнителем, существенное влияние на прочность бетона имеет степень загрязненности и шероховатости, гранулометрический состав и форма зерен заполнителей. Определенное значение имеет также пористость и химико-минералогический состав горной породы, из которой изготовлен заполнитель. Наиболее интенсивно нарастает прочность бетона в течение первого месяца твердения. За первые 7 дней бетон приобретает 60- 75% от марочной (28-дневной) прочности. Прочность бетона в возрасте 3 месяцев составляет ориентировочно 125% от марочной, через 6 месяцев — 150%, через 12-175%. Приведенные данные относятся к нормальным условиям твердея бетона, под которыми понимают температуру 15-20° С и относительную влажность воздуха 90%.