Нежесткие дорожные одежды

Ввиду большого значения грунтовых оснований для обеспечения прочности нежестких дорожных одежд при проектировании этих одежд необходимо рассматривать прочность комплексной конструкции «одежда — земляное полотно», учитывая ту верхнюю часть земляного полотна, в которой возникает заметное напряжение при проходе колес автомобиля (1 -1,5 м от дна корыта). При относительно небольших осадках одежды под нагрузкой дорожная конструкция в течение определенного времени полностью — восстанавливается до своего первоначального положения, т. е. работает в упруго-вязкой стадии. При больших осадках после проезда колеса дорожная конструкция не восстанавливается полностью в своем первоначальном положении; появляются опасные пластические деформации. Возникновение пластических деформаций дорожных одежд — результат следующих процессов: а) пластического деформирования грунта под нагрузкой, при этом чем большую жесткость имеет одежда, тем на большую площадь распределяется давление и меньшие деформации возникают в грунте; б) сжатия в верхних слоях дорожной одежды непосредственно под колесом и растяжения ее в определенных местах (при достаточной связности частиц между собою) . При этом если покрытие, следуя за деформацией грунтового основания, дает значительную осадку, в нем могут образоваться трещины ввиду большей жесткости материала верхних слоев. Особенно опасны нарастающие при повторных воздействиях колеса пластические деформации, которые в процессе своего накопления приводят к образованиям неровностей на дорожной одежде.

Пластические смещения происходят в том случае, когда напряжения сдвига в каком-либо слое одежды или в подстилающем грунте превышают предельные сопротивления сдвигу. Удлинения в растянутых зонах дорожных одежд способны вызвать разрушения, а также нарушения предельного равновесия сдвига, которые всегда бывают тесно связаны с вертикальными деформациями дорожной одежды под нагрузкой.