Общее сопротивление покрытия скольжению шин

В современной практике проектирования критерием комфортабельности движения по закруглению служит используемая часть коэффициента поперечного сцепления или допустимый коэффициент поперечной силы, значения которых не должны превышать 0,08-0,18. Обеспечение этих значений во многом зависит от общего сопротивления покрытия скольжению шин. В связи с этим возникает необходимость учета многих факторов, определяющих условия движения по закруглениям: скорости и режима движения (разгон, торможение), ровности и состояния поверхности покрытия, износа шин, температуры воздуха, влияния ветра и т. д. Полностью учесть эти факторы в расчетах не представляется возможным, поэтому до более полного и точного выявления и учета их влияния необходимо обеспечивать запас поперечного сцепления, численно равный 0,08-0,12. Измерения скоростей показали, что с уменьшением радиуса кривой существенно возрастает число случаев превышения расчетной скорости виражах. В целях повышения устойчивости автомобиля и безопасности его движения на кривых малого радиуса канд. техн. наук Т. А. Шилакадзе предложил устраивать ступенчатый вираж. Еще более эффективно строительство криволинейного виража на закруглениях малого радиуса, что обеспечивает устойчивость автомобиля против заноса и удобство проезда для пассажиров. На криволинейном вираже водитель практически не испытывает неудобств в управлении автомобилем. Опыт показывает, что строить виражи круче 70 % не следует, поскольку составляющая центробежной силы, прижимая пассажира к сиденью, вызывает неприятные ощущения.