Поперечный уклон проезжей части на прямых участках

В результате возникает боковой увод, приводящий к повышенному износу шины и увеличению расхода топлив. Расчеты показывают, что при углах увода от 0,1 до 0,3°, вызываемых поперечным уклоном, износ шин увеличивается на 20-40%, а расход топлива до 10%. Кроме того, происходит неравномерное распределение массы по бортам автомобиля, которое вызывает неравномерный износ шин. Боковой крен создает определенные неудобства для пассажиров и водителей. Таким образом, с точки зрения движения автомобиля в нормальных условиях сцепления поперечный уклон проезжей части на прямых участках имеет отрицательное влияние. Следовательно, чем меньше поперечный уклон, тем меньше его отрицательное влияние. Наличие поперечного уклона усложняет многие расчеты и конструктивные решения. Единственное требование, которое вынуждает устраивать поперечный уклон проезжей части, — необходимость обеспечения быстрого отвода воды с поверхности проезжей части. С этой позиции чем больше поперечный уклон, тем меньше вероятность образования слоя воды на покрытии, меньше его толщина и вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Необходимо подчеркнуть, что преимущества поперечного уклона проявляются только в периоды года с положительной температурой и тем явственнее, чем больше выпадает жидких осадков.

В остальные периоды и в остальных метеорологических условиях наличие поперечного уклона оказывает отрицательное влияние. Особенно оно ощутимо в зимний период, когда на покрытии имеется рыхлый или уплотненный снег, а также гололед. В этих условиях поперечный уклон способствует потере устойчивости автомобиля при движении, усложняет организацию борьбы с гололедом и снегоочистку. Поперечный уклон в нормах принят одинаковым для всех дорожно-климатических зон. Такой подход нельзя считать обоснованным, поскольку вероятность метеорологических явлений, при которых возникает слой воды на покрытии, и продолжительность периодов, в течение которых поперечный уклон проезжей части действительно выполняет свои функции, изменяется на территории страны в 3-5 раз и составляет 2-10% годовой продолжительности.