Примеры подсчета эффективности применения нефтегрунтов

В результате общий экономический эффект составит сотни тысяч рублей в год. Остановимся еще на одном существенном соображении. В результате применения нефтегрунта для устройства обоймы значительно уменьшается потребность в работе автомобилей для устройства земляного полотна. Это особенно важно для рассматриваемых условий, так как из-за большой дальности возки грунта дефицит транспорта становится все более острым несмотря на то, что парк автомобилей укомплектован в основном 12-тонными самосвалами. Рассматривая возможность улучшения технико-экономических показателей дорожной конструкции за счет применения нефтегрунта, следует учитывать ограничения, связанные с особенностями технологии. Устройство слоев нефтегрунта на дороге возможно только в теплый период года. Поэтому необходимо расширять применение предварительно заготовленного нефтегрунта, что позволит иметь нужное количество этого материала к заданному моменту времени, когда создадутся благоприятные условия для проведения работ с нефтегрунтом. Наиболее полное представление об экономической эффективности различных вариантов дорожных конструкций с применением нефтегрунта можно получить, сравнивая приведенные затраты.

При этом необходимо выбрать эталонные конструкции и сравнивать их с предлагаемыми. Для рассматриваемого случая за эталонные приняты дорожные конструкции с использованием привозных материалов и частично с использованием местных (в основании). Эти конструкции широко применяются и стали отчасти традиционными для нефтепромысловых районов Западной Сибири. За сравниваемые с эталоном приняты конструкции с использованием нефтегрунта. Но ряд вопросов не получили еще своего окончательного разрешения, ввиду этого часть показателей назначена условно. Однако с уверенностью можно сказать, что полученная экономия примерно 100 тыс. руб. на 1 км дороги является минимальной. Свидетельством тому может явиться тот факт, что стоимость 1 т нефти принята 18 руб., в то время как себестоимость 1 т нефти менее 6 руб., т. е. отпускная цена основного вяжущего явно завышена в настоящее время, так как до сих пор используются ценники тех лет, когда гигантской разработки нефти в этих районах не было. Можно отметить еще ряд неучтенных резервов снижения стоимости: нет окончательных данных по улучшению водно-теплового режима, использования переувлажненных грунтов и т. д.