Расчетный тип и грузоподъемность машин

Увеличение расчетной скорости повышает производительность автомобильного транспорта и снижает транспортные расходы, но увеличивает строительную стоимость дороги. Поэтому определение расчетных скоростей является задачей технико-экономических расчетов. Конечная цель проектирования дорог промышленных предприятий заключается в том, чтобы эти дороги обеспечивали перевозки промышленных грузов с наименьшей себестоимостью и вследствие этого снижалась бы стоимость промышленной продукции. При годовом грузообороте на дорогах категории, превышающем 1 млн. т, дорожно-строительные расходы незначительны и составляют около 5-10% от общей стоимости перевозок. Связанное с увеличением расчетных скоростей повышение дорожно-строительных расходов на дорогах категории вполне оправдано, так как обычно оно намного меньше снижения расходов по перевозке грузов, происходящего в результате повышения производительности транспортных средств. При годовом грузообороте, превышающем 1 млн. г, транспортные расходы составляют около 90-95% от общей стоимости перевозок. Таким образом, расчетные скорости для дорог категории целесообразно принимать из условий наиболее эффективного использования транспорта и обеспечения безопасности движения. На дорогах III категории дорожно-строительные расходы составляют уже не 5%, а от 30 до 95% общей стоимости перевозок и уменьшение их резко отражается на снижении себестоимости перевозок. Поэтому на дорогах III категории для стесненных мест (при горном и пересеченном рельефе или в пределах застройки) в целях значительного сокращения дорожно-строительных расходов допускается снижение расчетных скоростей с соответствующим ухудшением качества плана и профиля. Расчетные скорости на дорогах II категории имеют промежуточное значение между дорогами I и III категорий.

Основным фактором, определяющим расчетную скорость, считается скорость, которую может развивать автомобиль.