Трамвайно-троллейбусные управления

В трамвайных путях наших городов железобетонные шпалы применяют с 1941 г. В Баку свыше 20 лет работают железобетонные шпалы с простым армированием. Шпалы из обычного железобетона уложены также в Туле, Грозном, Таганроге, Волгограде и некоторых других городах. В 1952 г. Киевским трамвайно-троллейбусным управлением уложена в путь первая партия цельнобрусковых железобетонных шпал с предварительно напряженной арматурой, изготовленных по типу железобетонных шпал железнодорожного транспорта. Они имели те же габариты, но несколько уменьшенное количество арматуры и трапецеидальное сечение. Позднее в первоначальную конструкцию шпалы были внесены изменения, учитывающие эксплуатационные условия трамвайных путей. Шпала оставлена цельнобрусковой, трапецеидального сечения, так как помимо прочих преимуществ эта форма сечения шпалы позволяет легко вынимать ее из форм при производстве. Длина шпал -2500 мм, высота-140 мм, ширина нижней постели — 250 мм, вес-180 кг. Для армирования применена высокопрочная холоднотянутая стальная проволока диаметром 2,6 мм с пределом прочности 18 000 кГ/см2. Продольная арматура располагается по углам четырьмя группами по восемь струн в каждой.

Поперечная арматура состоит из десяти хомутов. Для компенсации ослабленного деревянными втулками сечения, в местах крепления рельсов, на верхней стороне шпалы делаются возвышения, в которые помещают проволочные сетки, предотвращающие образование трещин в бетоне при забивке костылей. Натяжение проволоки — 12 000 кГ/см2 — фиксируют упорными гайками.