Устройство земельного полотна

При выполнении работ с известью необходимо предусматривать меры, исключающие ее попадание на прилегающие сельскохозяйственные земли или стека и ее с водой в ручьи. Дл этого работы ведут в корыте, тщательно следя за тем, чтоб известь не попала за пределы земляного полотна. Существует и ряд других методов производства работ по воз ведению земляного полотна из переувлажненных грунтов. На пример, в Англии при возведении насыпи высотой 6 м устанавливали горизонтальные дренирующие слон через каждые 1,75 м, что позволило менее чем за 3 мес. ликвидировав избыточное поровое давление в насыпи, возведенной из очень влажного грунта. Поглощающие подушки в нижней части насыпи применялись при строительстве земляного полотна па слабы основаниях на Московской кольцевой автомобильной дороге при строительстве некоторых железных дорог. Сметная стоимость устройства земляного полотна из местных при трассовых резервов ниже, чем из привозного грунта из сосредоточенных резервов. Поэтому насыпи горных автомобильных дорог устраивают из местных резервов, а из привозного грунта только в исключительных случаях. Однако если сопоставление сметных стоимостей сооружения земляного полотна указанными двумя способами всегда складывается не в пользу применения привозного грунта, то разница в фактической себестоимости работ сравнительно меньше.

Это объясняется тем, что неблагоприятные климатические условия и водный режим грунтов на трассе при работах с привозным гравийным или крупнообломочным материалом оказывают гораздо меньшее влияние на их стоимость, чем при работах с местным связным грунтом. При проектировании горных и предгорных дорог этому уделяется еще недостаточно внимания, хотя возможность строительства земляного полотна вне зависимости от погодно-климатических факторов и состояния грунта часто оказывается решающим фактором, свидетельствующим о его целесообразности. При возведении земляного полотна из привозного грунта, добываемого вне района проложения трассы, в карьере, необходимо отметить следующие особенности, приближающие эти работы к индустриальным способам производства: вынесение части работ в условия длительно действующего грунтового карьера, являющегося подсобным цехом дорожного хозяйства; единообразие процесса, слагаемого по типу строительного производства; независимость технологического цикла от гидрогеологической и погодно-климатической обстановки на трассе (планомерность производства).