Втапливание материала проезжей части

При укладке дорожной одежды непосредственно на поверхность песчаной насыпи, как показали наблюдения, удары и колебания, возникающие при движении автотранспорта, приводят к втапливанию материала проезжей части в тело насыпи. Нередко уже через год, при тонких дорожных одеждах, подстилающий слой песка оказывается на поверхности и дорожная одежда разрушается. Для предотвращения этого нежелательного явления между дорожной одеждой и телом насыпи устраивают прослойку из хорошо укатанного суглинистого грунта. Как показала практика, проезжая часть становится устойчивой независимо от вида транспорта, который движется по дороге. Выше уже отмечалось, что в орошаемой зоне встречаются отдельные массивы сильно загипсованных грунтов либо под тонким покровом суглинка залегает слой чистого гипса с вертикальной пластинчатой структурой. Грунты эти отличаются хорошей несущей способностью. На них не бывает летней пыльной и зимне-весенней мокрой распутицы. Дорожная одежда находится в хорошем состоянии, гипс не влияет отрицательно на вязкость нефти в покрытии.

Признаки вымывания гипса из тела насыпи отсутствуют. При залегании гипса под тонким покровом суглинка сплошным слоем на одном из участков дороги продольный профиль был запроектирован в нулевых отметках. В ряде мест работы сводились к планировке дневной поверхности; на отдельных участках, если это диктовал рельеф местности, земляное полотно было запроектировано в насыпи высотой 30-40 см. Насыпи возводили из грунта, добывавшегося из сосредоточенных резервов; кюветы не устраивали, чтобы не нарушать структуру подстилающего слоя гипса. Основными материалами для постройки дорожной одежды, которыми богат Узбекистан, являются гравий и тяжелая смолистая нефть. Строительство нефтегравийной одежды, возводимой методом смешения на месте, полностью поддается механизации. ?