Журналисты показали трассы, которые пострадали от «тендерных троллей»

Коррупционные схемы в дорожном строительстве и «тендерный троллинг» — подача многочисленных необоснованных жалоб на условия и результаты дорожных тендеров — ставят под угрозу реализацию программы президента Владимира Зеленского «Большая стройка» стоимостью 113 млрд грн.

Кроме того, журналисты показали трассы, которые уже пострадали от такого «троллинга» и озвучили ключевые схемы.

В качестве таких ярких примеров журналисты привели трассы «Кропивницкий-Николаев», «Никополь-Днипро», «Кривой Рог-Днипро», строительство и ремонт которых в свое время были заблокированы из-за жалоб компаний «Полтавабудцентр» и «Николаевбудцентр». Как отмечается в расследовании, обе фирмы принадлежат скандальному предпринимателю Араику Амирханяну, которого неоднократно задерживали правоохранительные органы, в том числе, и за тендерные махинации.

«Хитрые дельцы идут на тендеры только для того, чтобы попортить нервы конкурентам и затянуть время. В результате добросовестные дорожники вместо ремонтов не вылазят из Антимонопольного комитета. Так тролли подыгрывают конкурентам, а могут вообще требовать деньги за отсутствие проблем», — говорится в сюжете.

По оценкам президента Национальной ассоциации дорожников Тараса Сиротинского, из-за задержек, спровоцированных «троллями», ежегодно от 4 до 7 млрд грн средств, выделенных на дорожное строительство, были использованы неэффективно. По его данным, только компании Амирханяна подали около 400 жалоб в АМКУ.

В то же время, по слова главы «Укравтодора» Александра Кубракова, сегодня в ведомстве разработали унифицированную документацию, которая не позволит «тендерным троллям» срывать дорожные работы.

«Сегодня каждая служба автодорог выписывает собственные условия конкурсов, а больше разных правил — больше путаницы и больше поводов для жалоб. Должен быть единый шаблон с минимумом дыр для троллей», — сказал Кубраков.

По его словам, новые правила снимут еще одну угрозу — мелкие компании, которые берутся за большие проекты и справиться с задачами не могут. В частности, журналисты продемонстрировали несколько примеров, когда компания, выигравшая тендер на 500 млн грн, находится в помещении ателье по пошиву одежды, а другая вообще является лишь посредником между госбюджетом и субподрядчиками. При этом качество дорог оставляет желать лучшего.

«Если мы ищем компанию, которая будет работать на международной трассе, она должна иметь соответствующий опыт», — добавил Кубраков, пообещав, что новые правила не позволят влиять на победу на тендере властным «покровителям» строительных компаний.