Организация работ при строительстве карьеров

На всех карьерах Кузбасса, кроме карьеров Томусинского района, объем коренных пород при ведении вскрышных работ по отношению ко всей массе вынимаемого грунта был относительно небольшой, часть коренных пород на контакте с глинистыми отложениями поддавалась экскавации без рыхления. Бурение скважин при строительстве этих карьеров осуществлялось станками вращательного бурения СВБ-2 при расстоянии между скважинами 4-6 м. Кроме того, производство буровзрывных работ осложнялось следующими особенностями Томусинского района: 1) коэффициент крепости скальных пород по шкале проф. М. М. Протодьяконова изменяется от 4 до 8 (по классификации СНиП категории пород меняются от IV до IX); 2) наличие больших участков нарушенных горных пород в зоне линий сдвига, что особенно характерно для карьера Томусинского № 7-8; 3) сильно пересеченный рельеф местности с крутыми склонами до 30-35°; 4) отсутствие в районах буровзрывных работ устойчивых источников водоснабжения для работы канатно-ударных станков.

Карьер Томусинский № 3-4 вскрыт тремя вскрышными горизонтами ( + 420 м длиной 1500 м, +405 м длиной 1800 м, +390 длиной 2100 м), представляющими собой полутраншеи или террасы, нарезанные по склонам гор в зоне выходов угольных пластов под наносы.

Каждый горизонт сложен скальными породами, отличающимися от пород других горизонтов, в то же время в пределах одного и того же горизонта характер пород изменялся сравнительно мало.

Средний коэффициент крепости пород по горизонтам составил: Таким образом, большая протяженность фронта экскаваторных работ, почти отсутствие тупиковых забоев, однородность пород в пределах горизонта создавали благоприятные условия для ведения буровзрывных работ, В связи с этим была применена схема работ;, приближающаяся к схеме, применяемой при эксплуатации. Сначала экскаватор проходил вдоль горизонта, производя выемку слабых пород, допускающих экскавацию без взрывных работ.

По мере рыхления оставленных крепких пород экскаватор возвращался и производил добор до проектного борта, разрыхленного взрывом скального грунта.