Героизм и жертвенность

Многое пленяло участников кружков в русском народничестве: ориентация на крестьянство, составлявшее в обеих странах громадное большинство населения; глубокая, беззаветная преданность революционному делу; героизм и жертвенность. Сложнее обстоял вопрос с тактикой; отмечались отдельные призывы прибегнуть к террору. Однако условий для распространения террористических идей в стране не существовало.

При той роли, которую Карл I играл в государственном механизме, назвать его абсолютным монархом было нельзя.

Иллюзии всемогущества носителя верховной власти не существовало; не было почвы и для мысли о том, чтобы переменить порядки путем физического устранения монарха. Не укрепилась в Румынии и идея «крестьянского социализма»: деревенская община здесь распалась, крестьянство мечтало о получении земли в частную собственность.

Социалистические кружки, действуя главным образом среди учащейся молодежи, ориентировались сперва на обездоленных людей деревни и города. Именно их Н. П. Зубку-Кодряну называл пролетариатом.

Он еще не видел в рабочем классе авангарда грядущей революции, общественной силы, готовой к перевороту, поэтому его взгляды окрашены были в просветительские и утопические тона; критическая, бичующая действительность струя в публицистике Зубку-Кодряну была гораздо сильнее программно-созидательной.

Однако поиски он ведет в правильном направлении, обращаясь к «борьбе против эксплуатации работника и за новый склад общества». Эта борьба, по его мнению, происходит «па Западе в форме социально-революционной пропаганды и организации»,-там как раз в то время шел процесс создания социал-демократических партий на марксистской основе.

В программной статье газеты «Сочиалистул» («Социалист») от 26 мая 1877 г. говорилось: «Мы знаем, с кем нам надо бороться: со всем нашим миром.

Но это лишь прибавляет нам отваги». Газета обрушивалась и на консерваторов, и на радикалов, начавших свой путь под республиканскими лозунгами, но затем смирившихся и с прусской династией, и с господством денежного мешка, и с официальной церковью.

Положительной частью программы был призыв ко всем «страдающим» бороться во имя «священной троицы свободных людей» — свободы, равенства и братства.