Лидеры НЛП

В январе 1922 г. 1 кг хлеба стоил 3 леи, в марте 1926 г. уже 12 лей, 1 кг мяса соответственно 28 лей и 35 лей, 1 л молока подорожал с 14 до 16 лей. Трудящиеся на себе испытывали оборотную сторону капиталистической стабилизации. Даже по весьма осторожным и приблизительным официальным данным, индекс минимума в 1928 г. в 1,5 раза превышал индекс средней зарплаты рабочих и служащих.

Правительству не удалось ликвидировать высокий уровень безработицы. Доказательство тому — необычно долгое для первого послевоенного десятилетия правление либерального кабинета И К. Брэтиану (январь 1922 — март 1926 г.) и В. Брэтиану (июнь 1927 — ноябрь 1928 г.). Национал-либеральная партия была партией крупной промышленной и банковской бурялуазии «Старого королевства».

Она контролировала государственный Национальный банк Румынии, ее лидеры занимали господствующее положение во всех наиболее важных финансово-промышленных объединениях. Семейство Брэтиану, по замечанию короля Фердинанда, составляло «вторую династию» в стране.

Лидеры НЛП проявили способность быстро адаптироваться к послевоенным социально-политическим условиям Румынии. Партия преодолела кризис: в мае-июне 1920 г. она получила всего 16 мест в парламенте из 369; но в конце 1921 г. руководство НЛП выступило с новой программой, которая предлагала (кстати, наиболее полно по сравнению с другими буржуазными партиями) комплекс реформ политического и экономического характера, как бы новую стратегию развития буржуазного румынского общества в соответствии с новыми реальностями революционной эпохи.

Программа ориентировалась на триединую задачу: стабилизация и «оздоровление» румынской экономики на основе принципа «своими собственными силами», укрепление позиций и роли буржуазии, отвлечение трудящихся масс от революционной борьбы. Национал-либералам удалось выразить в программе в большей или меньшей степени чаяния господствующих классов.

И они предоставили правительству НЛП карт-бланш, утвердив его у кормила власти.