Официальный Петербург

Официальный Петербург в отместку остался в стороне, когда в 1859 г. Габсбурги потерпели поражение от Франции и Сардинского королевства, а в 1866 y от Пруссии. Претензии венского двора па руководящее место в Центральной Европе и на роль объединителя Германии потерпели провал. Реванша она искала, пытаясь усилить свое влияние на Балканах.

Внутри страны, особенно на национальных окраинах, монархия не могла дольше управлять, опираясь лишь на солдатский штык и действуя жандармским кнутом.

«Слабая, нищая, поверженная, истощенная, ставшая жертвой внутренних раздоров», Австрия, по выражению Ф. Энгельса, стояла перед угрозой финансовой катастрофы и «второй австрийской революции» . В августе 1860 г. в Трансильвании прошли антиправительственные демонстрации; в городах Сигете, Залэу, Тушнаде в них приняли участие жители румынских, венгерских и украинских сел. Показателем подъема национального движения явилось создание двух культурно-просветительных центров: венгерского «Трансильванского музея» и «Ассоциации румынской литературы и культуры Трансильвании» («Астра»).

Группа деятелей во главе с Георге Барициу выработала программу реформ, включившую признание политической автономии румын, созыв их конгресса в масштабе империи, образование этнически однородных областей, равноправие там румынского языка в законодательстве и администрации, свободу слова, собраний и ассоциаций, снижение избирательного ценза, пропорциональное представительство национальностей Трансильвании в сейме и администрации.

Францу Иосифу пришлось пойти на «либерализацию» режима, ему некое подобие конституционных форм.

В 1860 г. император издал так называемый Октябрьский диплом, расширивший права венгерского Государственного собрания.

Воеводина и Банат были возвращены в состав Венгерского королевства, мадьярский язык был признан в его пределах официальным. Это, как писал Ф. Энгельс, должно было «послужить исключительно возбуждению венгерских славян, румын и немцев против мадьярской национальности».