Промышленные предприятия

Такие компании подчинили в основном развитие горнорудной промышленности, энергетики, металлургии и военной промышленности. Здесь были особо высокие нормы прибыли: от 34 до 46%. Накануне войны предприятия тяжелой промышленности на 70-80% работали по государственным заказам.

И результаты радовали монополистов.

Продукция заводов Малаксы делилась так: 66% шло на потребности вооружения, 32% — локомотивы, машины и только 2% составляли товары общественного потребления. Государство оплачивало свои заказы по ценам, в 5-10 раз превышающим расходы.

Банки, чьи капиталы представляли короля и правящую верхушку, получили свободу рук. Так, известный Банк румынского кредита, в административном совете которого заседали семь бывших премьер-министров и около двух десятков министров и приближенных короля, получил возможность участвовать в создании новых промышленных предприятий, направляя в эту сферу более трех четвертей капитала.

Вместе с тем протекционизм государства крупнейшим национальным монополиям никак не затрагивал теснейшие связи румынских монополистов с иностранным капиталом. Удельный вес иностранного капитала в годы диктатуры в среднем составлял 80% в промышленности, что обеспечивало ему присвоение почти четверти ежегодного национального дохода страны.

Положение румынской экономики тех лет осложнялось тем, что, при засилии англо-французского капитала в промышленности, Румыния должна была искать внешние рынки для сбыта зерна, нефти и сырья.

Торговые переговоры румынского правительства о расширении экспорта на англо-французские рынки в 1938 г. закончились неудачно. Германские правители сумели извлечь для себя выгоды из экспортных затруднений румынских деловых кругов, довольно быстро переориентировав румынскую внешнюю торговлю на Германию, не скупясь на обещания дать кредиты и займы в обмен на зерно и нефть Румынии.