В тисках кризиса (1929-1933 гг.)

Первые настораживающие симптомы кризиса проявились в спаде промышленного производства уже в 1928 г., а в критический период лета 1932 г. наибольшее падение его достигло 57 7 % Остановились сотни предприятий добывающей, обрабатывающей, легкой промышленности, свернулось производство крупных металлургических заводов. По два-три дня в неделю работали предприятия пищевой, текстильной, кожевенной и других традиционных отраслей румынской промышленности, меньше пострадавших от кризиса. Лишь добыча нефти возросла в эти годы с 4,8 млн до 7,3 млн т в основном за счет снижения ее себестоимости и хищнической эксплуатации месторождений и рабочей силы иностранными монополиями.

Число нефтяников и их заработная плата сократились почти наполовину, а прибыли промышленников, прежде всего зарубежных, располагавших тремя четвертями вложенного в эту отрасль капитала, значительно возросли и составили за три года кризиса 8,3 млрд лей. Свертывание промышленного производства сопровождалось массовыми увольнениями. В этот период насчитывалось 600 тыс. полностью и частично безработных.

Вместе с семьями они составили по меньшей мере 2 млн человек, лишенных средств к существованию. Оборванные, голодные, истощенные нуждой люди скитались по улицам.

Официальная статистика отмечала в 1929-1933 гг. снижение зарплаты в промышленности на 37%; на транспорте этот показатель был еще выше.

Для румынской деревни экономический кризис имел самые тяжелые последствия. Посевы зерновых и их урожаи значительно сократились: при падении цен на сельскохозяйственную продукцию почти вдвое продажа зерна не покрывала расходов крестьянина по его производству, более четырех пятых хозяйств были обременены долгами.

К 1932 г. на 1 га полученной после аграрной реформы земли приходилось 6,6 тыс. лей долга, что равнялось стоимости самого гектара. Задолженность банкам и ростовщикам, тяжелое налоговое бремя, отсутствие в беднейших хозяйствах рабочего скота ускорили в эти годы процесс массовой продажи наделов беднотой и частью середняков.