Забалканский поход

Участник социалистического движения Н. П. Зубку-Кодряну писал: «Обыкновенно этого рода реквизиции совершенно не трогали землевладельцев-арендаторов, которые могли вполне спокойно предаваться патриотическим восторгам по поводу выказанной мужиком-солдатом, доробанцем военной доблести и неустрашимости». «У мужиков же, отправленных в путь с рабочим скотом, и без того расстроенные хозяйства еще больше расстраивались; скот их пропадал в пути от истощения отсутствия корма и повальной болезни… и сам мужик возвращался назад пешком, без скота и возов».

В начале войны в селах Румынии было широко распространено убеждение, что призванные под знамена солдаты будут наделены землей.

Они не получили ничего. Зубку-Кодряну язвительно писал о пустозвонстве парламентариев: «Сошлись, поболтали, зарекомендовали себя перед „образованным» обществом сочувствием к доле крестьян, торжественно признали свое бессилие смягчить беду, ими самими вызванную на головы большинства населения страны, и перешли к болтовне о более важных, имеющих более общий государственный интерес вопросах».

Результатом войны стало международное признание государственной независимости Румынии и Сербии, зафиксированное в актах Берлинского конгресса 1878 г. Тогда же Россия вернула себе Южную Бессарабию, отторгнутую от нее после Крымской войны.

В состав Румынии вошла более значительная по пространству и населению область Северная Добруджа с превосходной естественной гаванью у Констанцы. Обретение полного государственного суверенитета явилось вехой исторического значения в жизни румынского народа.

Создавались более благоприятные условия для экономического и социального развития страны, для роста капиталистических производственных отношений.

Румыния обрела все прерогативы суверенного государства. Эпоха зависимости от Османской империи подошла к концу.