Передовые страны

Освободительные идеи озаряли культурное возрождение в Дунайских княжествах. Писатели и поэты активно вторгались в политическую жизнь страны.

В. Александри, Д. Болинтиняну, К. Негри, К. Негруцци, А. Руссо, Ч. Боллиак играли видную роль и в общественной жизни.

Антифеодальная направленность пронизывала и объединяла разные по жанру и таланту произведения. В. Александри восклицал: Когда под гнетом злым, неустанным Отчизна стонет в золе, в крови, Хочу услышать я клич восстанья, А не рыданье…

Писатели обращались к народному творчеству как к живительному истоку культуры: «Народная поэзия-первая фаза цивилизации народа, пробуждающегося к жизни», писал А. Руссо.

Новая румынская литература родилась в стихах и поэмах В. Александри, в обличительной поэзии и литературоведческих трудах Ч. Боллиака, в поэме в прозе «Песнь Румынии» А. Руссо. Семилетнее пребывание русских войск, деятельность русской администрации не прошли бесследно в истории русско-румынских культурных связей.

На страницах печати появляются произведения А. С. Пушкина и И. А. Крылова.

Молодежь княжеств стала поступать в учебные заведения Петербурга Л Москвы, Харькова и Одессы.

Однако стремление ознакомиться с передовыми тогда странами Запада объясняет, почему основной поток учащейся молодежи направлялся во Францию, Германию, Бельгию.

Здесь сыграли свою роль латипизаторские веяния и опора царизма в княжествах на феодально-консервативное боярство, что способствовало отчуждению от России передовой интеллигенции.

В Париже, Брюсселе, Берлине, Гейдельберге образуются колонии румынских студентов, которым в дальнейшем была уготована большая роль в общественной и политической жизни родины. При этом довольно четко обозначился водораздел: воспитанники франко-бельгийских университетов, восприняв идеи Великой французской революции, являлись проводниками либеральных и радикальных взглядов; германские университеты поставляли Румынии более консервативно настроенных деятелей культуры и политиков.