Евдокимов Владимир Анатольевич, ведущий научный сотрудник НАН Украины Институт проблем моделирования в энергетике им. Г.Е. Пухова
На словах у нас борется с коррупцией и бюрократией в государственном секторе чуть ли не каждый уважающий себя гражданин. Столько шумихи и скандалов вокруг, но мало что сделано на самом деле.
Возьмем, к примеру, реформу государственных предприятий. Очень важное дело в масштабах страны и регионов, в которых эти предприятия, как правило, являются градообразующими. Вокруг них протекает жизнь многих тысяч человек. Они же – главные доноры государственного бюджета Украины и головная боль политиков. Обороты – колоссальны, эффективность – намного меньше коммерческих предприятий.
Что мешает развиваться государственным гигантам, в которых доля государства составляет или превышает 50% стоимости их активов? Их неповоротливость, инертность принимаемых бизнес-решений. Практически каждую бизнес-операцию такие компании должны согласовывать с правительством. А это множество министерств и ведомств, получить визу которых быстро никак не получится.
Возьмем простой пример. Каждое предприятие, а тем более с миллиардными оборотами, живет и работает по финансовому плану. Сколько дохода и прибыли спрогнозировать, какой объем затрат предусмотреть, как распорядиться прибылью – эти важные бизнес-решения должны быть приняты своевременно – до наступления финансового года.
Как происходит на деле в тех же крупных госкомпаниях? Финансовый план на текущий год может утверждаться ближе к его истечению, а то и в следующем году, что совершенно противоречит здравому смыслу и немыслимо в компаниях частного сектора. Причина запаздывания с принятием этого важного решения – затягивание согласований в правительственных кабинетах. В итоге государственные предприятия лишены возможности своевременно приобрести нужную технику, технологию, запчасти и прочую необходимую им продукцию для обеспечения нормальной деятельности. Конкурентные преимущества теряются, как результат — предприятие работает не эффективно, с меньшей отдачей, прибылью, меньшими доходами.
В правительстве осознают проблему неповоротливости компаний с большой долей участия государства. Уйти от ненужной рутины и бюрократии, снизить риски политического влияния правительства на эти предприятия предложил сам Кабинет министров Украины. С подачи Премьер-министра Владимира Гройсмана в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект № 6428. Его цель — усовершенствовать корпоративное управление в юридических лицах, акционером, основателем или участником в которых выступает государство.
Неповоротливость, инертность принимаемых бизнес-решений мешает развиваться государственным гигантам
Проектом предложено упростить процедуру утверждения финплана таких госпредприятий, оставив право последней инстанции лишь за управляющим министерством, минуя остальные министерства и ведомства. В этом же проекте, что очень важно, предлагается расширить полномочия наблюдательного совета по принятию основных бизнес решений, таких как назначение и увольнение руководителей предприятия, утверждение стратегии компании, оценка фискальных рисков.
Ограничить влияние Кабмина на операционную деятельность госпредприятий важно и нужно. Предложенные законопроектом изменения – давно назревшая необходимость. Предлагаемые поправки помогли бы превратить неповоротливые компании-гиганты в успешные, управляемые по принципам международного корпоративного права, структуры.
Но законопроект «завис» в парламенте и вызвал шквал неодобрительных отзывов со стороны юристов, так как требует изменений в другие законы и противоречит Конституции Украины.
Хотелось бы, чтобы эти изменения не припали пылью в кабинетах правительства и парламента. Они нужны стране, нужны многотысячным коллективам государственных предприятий, которые каждый день ждут изменений. Изменений к лучшей, более успешной жизни.